ОСНОВНАЯ   |   ВВЕДЕННИЕ  |   ТЕОРИЯ  |   АСТРОЛОГИЯ   |   МАТЕРИАЛЫ   |   ЛАБОРАТОРИЯ  |   ПРАКТИКА  |   СТАТЬИ


Правильная брага

 Последний ролик «Лечебный бальзам, часть 4. Самогон как лекарство» был размещен в сети 20 дек. 2014 г. До наступления наиболее благоприятного времени начала работы 18 января 2015 года чуть больше месяца. Было время для подготовки, но, не смотря на это одну проблему решить, не удалось. Самое сложное в приготовлении «правильной браги» как оказалось - вода. Для разных работ и разведения самогона уже больше года использую артезианскую воду из скважины дачного садоводческого товарищества. Очень удобно, поскольку источник, которым пользовались раньше, стал очень популярным и как следствие этого много лет назад превратился в не слишком отвечающее санитарным нормам место (помойку).

 Артезианскую воду можно набрать прямо из водонапорной башни летом, весной, осенью, но вот зимой, да еще после новогодних праздников воду для браги набрать не получилось. Все под замком, а выловить председателя с ключами по причине плохой погоды, не удалось. Те же, кто провел себе воду (по баснословной надо сказать цене) на нашей улице, зимой на дачах не живут. Поэтому из всех рекомендованных источников воды для браги пришлось выбрать самый не рекомендуемый. А именно воспользоваться центральным водопроводом.
 Конечно, иронизировать по поводу воды из крана можно бесконечно, но в городских условиях это наиболее приемлемый и главное безопасный вариант. В городе, конечно, есть и карасуны и река рядом, но купаться в них даже на оборудованных пляжах нельзя уже лет двадцать из-за несоответствия воды санитарным нормам. Заранее натопить снег или лед с карасуна в принципе можно, но если учесть количество автомобилей в городе, наличие ТЭЦ и еще промышленной зоны, то качество воды будет хуже, чем из крана. На всякий случай был проведен небольшой эксперимент со снегом собранным после снегопада на карасуне и замороженной на балконе артезианской водой из скважины, набранной еще осенью впрок для разведения самогона.

Бальзам от Антоныча  Бальзам от Антоныча

Бальзам от Антоныча  Бальзам от Антоныча

 При сравнении талых вод результат показал правильность этого предположения. В результате столь полезного эксперимента получилось три литра талой артезианской воды за неделю до Крещения. В этом (2015) году все совпало очень удачно: 18 января Крещенский вечер, а 20 января новолуние. Почему так. По рецепту для придания браге и выгнанному из нее самогону особых лечебных свойств в нее добавляется несколько ложек «крещенской воды» на флягу. Для усиления эффекта вполне резонно использовать не пару ложек, а целую флягу. По какой причине «крещенская вода» так важна. Ответ в истории - в старину на Руси с ней было связано много интересных обрядов и традиций.

 «В центральных губерниях Великороссии канун Богоявления называется иногда «свечками», так как в этот день, после вечерни, когда совершается водосвятие – деревенские женщины ставят к сосуду, в котором освящается вода, перевитые лентами или цветными нитками свечи. Уже один этот обычай показывает что водосвятие, совершаемое в канун Богоявления, крестьяне считают особенно важным торжеством. И действительно, весь этот день они проводят в строжайшем посте (даже дети и подростки стараются не есть «до звезды»), а во время вечерни маленькие деревенские храмы обыкновенно не могут вместить всей массы молящихся. Особенно велика бывает давка во время водосвятия, так как крестьяне сохранили убеждение, что чем раньше почерпнуть святой воды, тем она святее».
 С.В. Максимов Нечистая, неведомая и крестная сила М. 1993 год стр. 334-335

 Давка среди прихожан в начале двадцать первого века конечно уже редкость, но мнение об особых свойствах «крещенской воды» бытует до сих пор. Ее и сейчас применяют в основном, так же как и раньше:

 «По возвращении с водосвятия, каждый домохозяин, со всей своей семьей, с благоговением отпивает несколько глотков из принесенной посудины, а затем берет из-за иконы священную вербу и кропит святой водой весь дом, пристройки и все имущество, в полной уверенности, что это предохранит его не только от беды, но и от дурного глаза».
 Там же

 А вот о еще некоторых ее свойствах уже подзабыли:

 «В крещенский сочельник «старухи убирают снег со стогов с полной уверенностью, что только он может выбелить всю холстину, бросают его в колодезь в том глубоком убеждении, что только от него может быть спорина и подспорье, хотя бы во все лето не было ни одной капли дождя. Этим же снегом исцеляют разные немощи.
 Крещенский снег собирают для беления холстов; также от разных недугов.
 Крещенский снег хорош для умывания, поэтому воду из него стараются долго сохранить.
 Собирали снег для бани: баня все исправит, снеговая баня красоты прибавит.
 …
 Известно, что совершалось два освящения воды: одно накануне Крещения – внутри храмов, другое – в самый день Крещения – на ближайшей реке или озере.
 …
 Существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Уверяли, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув воды, приносили ее домой и сохраняли: считалось, что вода эта может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не прикасался».

 Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда 1991 год стр. 80-81

 «По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января (по старому стилю), в реке купается сам Иисус Христос – поэтому во всех реках и озерах вода «колышется», и чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдет волна» (признак того что Христос погрузился в воду)
 …
 Вода почерпнутая из проруби в канун Крещения, считается целебной и помогает в особенности женщинам-кликушам – необходимо только, идя от проруби, не оборачиваться назад и произносить молитву».

 С.В. Максимов Нечистая, неведомая и крестная сила М. 1993 год стр. 335-336

 Отсюда сохранившийся до наших дней обряд оставлять воду в ночь с 18 на 19 января в открытой посуде. В ролике «Лечебные бальзамы, Самогон как лекарство, Часть 1» Андрей Антонович рассказывает, что Николаю Даниловичу, на момент их первой встречи в 1975 году было восемьдесят четыре года. Так что можно не удивляться таким советам от мастера винокура.
 В воскресенье восемнадцатого января в двух церквях было набрано две бутылки освященной воды.

Бальзам от Антоныча  Бальзам от Антоныча

 Эти два храма построены не так давно. Вода, освященная в них, нужна для добавления в воду в бочке в полночь. В десять часов вечера начало фильтрации воды для будущей браги. Вода из крана фильтруется через бытовой фильтр с шунгитом и заливается в пластиковую бочку, в которой обычно ставится брага. На дно бочки так же высыпана горсть шунгита. К двенадцати ночи открытая бочка вынесена на балкон, в нее добавлено немного освященной воды из обоих храмов. Так же на балконе открытыми оставлены обе бутылки с освященной водой и баллон с талой артезианской водой.

Бальзам от Антоныча  Бальзам от Антоныча

 Утром девятнадцатого января бутылки, баллон и бочка закрыты крышками. Вечером набрана и освящена вода в третьей церкви.

Бальзам от Антоныча  Бальзам от Антоныча

 Этому храму в отличие от первых двух более ста лет и воду привозят к нему в цистернах из источников за городом. Что выгодно отличает его и по этой причине от первых двух. Но традицию нарушать не стоит.
 Как и в рецепте, вода постояла, и двадцатого января в новолуние началось приготовление браги. К сожалению зимний световой день короток и поставить брагу в светлое время суток не получилось – рабочий день не отменишь. Вообще подобные рекомендации неподготовленным к таким вещам людям могут показаться как минимум странными или ненужными, но это традиция, т.е. то, что передавалось от поколения к поколению. Такие советы нужно воспринимать нормально.
 Вода из бочки наливается в две кастрюли. В одной растворяются дрожжи (спиртовые куплены на Крещение) во второй сахар. Шунгит собирается со дна бочки он уже не нужен.

Бальзам от Антоныча  Бальзам от Антоныча

Бальзам от Антоныча  Бальзам от Антоныча

 Растворенный сахар (сахар растворяется весь сразу, а не двумя порциями как в рецепте) и дрожжи заливаются в бочку. Так же добавляется полбутылки крещенской воды из третей церкви. Весь процесс проходит так же как обычно. Отличие в том, что брага не ставится на гидрозатвор. Бочка оставляется на ночь с трубкой выведенной в окно. После прекращения бурного брожения трубка убирается.
 Брожение должно проходить в спокойной обстановке, но в городской квартире это проблематично. По рецепту брагу нужно перекрестить, а в бродильне поставить икону. Поскольку это будет и алхимическое действо (спорный момент, но выбран был именно такой вариант), то вместо иконы было использовано фото наплечного фалара (II-I в. до н.э.) найденного археологами под Темрюком с изображением Гермеса.

Бальзам от Антоныча

 А вместо молитвы традиционная формула алхимиков «Изумрудная скрижаль» на латыни. Брага перемешивается всю первую неделю раз в день. К третьему февраля брага готова – весь сахар выбродил. Можно перегонять.

Старая традицияПРАКТИКАПерегонка