ОСНОВНАЯ   |   ВВЕДЕННИЕ  |   ТЕОРИЯ  |   АСТРОЛОГИЯ   |   МАТЕРИАЛЫ   |   ЛАБОРАТОРИЯ  |   ПРАКТИКА  |   СТАТЬИ


Сон Иакова или размышления о природе Философского Камня

Mutus Liber гравюра №1

 Первая гравюра – титульный лист «книги без слов». Как и на любом титульном листе есть название и указан автор. Надпись на латыни:

 «Mutus liber, in quo tamen tota Philosophia hermetica, figuris hieroglyphucis depingitur, ter optimo maximo Deo misericordi consecratus, jolisque filus artis dedicatus authore cuius nomen eft Altus».

 «Книга без слов» - свидетельство всей Герметической Философии посвящена милосерднейшему всеблагому Богу и предназначена только сынам сего искусства. Создатель этой книги Альтус (старейший). Интересный факт только на трех гравюрах (1, 14 и 15) кроме рисунков можно увидеть написанные слова. На всех остальных только рисунки. Цифры и буквы под надписью простейший шифр: 21.11.82 Neg;93.82.72 Neg; 82.81.33 Tued. Если прочесть цифры в обратном порядке, то они укажут на строфы из библии:

    Бытие гл. 28 строфы 11 и 12:
 11 «И пришел он на одно место, и остался там ночевать, потому, что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте».
 12 «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божьи восходят и нисходят по ней».

    Бытие гл. 27 строфы 28 и 39:
 28 «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина».
 39 «И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше».

    Второзаконие гл. 33 строфы 18 и 28
 13 «Об Иосифе сказал: да благословит Господь землю его вожделенными дарами неба, росою и дарами бездны, лежащей внизу».
 28 «Израиль живет безопасно, один; око Иакова видит пред собою землю обильную хлебом и вином, и небеса его каплют росу».

 Прочтение шифра отчасти поясняет изображение гравюры. Спящий человек – библейский персонаж Иаков, которому снится сон о лестнице ведущей в небо и ангелах сходящих и нисходящих по ней. Почему Альтус выбрал именно этот сюжет в качестве титульного листа понять не сложно. Камень используемый Иаковом вместо подушки может указать на цель алхимической работы – Философский Камень, ангелы на божественное откровение без которого как считают многие алхимики невозможно завершить Делание. Остальные ссылки на библейский текст указывают на росу, часто используемую в алхимической работе. Венок из роз традиционно рассматривается как символ трудностей (шипы) которые нужно преодолеть в ходе алхимической работы и прекрасного результата (цветы) который будет достигнут. Однако здесь не все так просто. Некоторые алхимики традиционно отдают предпочтение работе в минеральном царстве, считая:

 "Те, кто работают с животной или растительной материей, тяжко обманывают друг друга; и кто бы то ни было, если занят такими вещами, не достоин носить имя философа. Так как, какое сходство, я спрошу у вас, между животными и металлами, либо материальное, либо формальное? Скажут ли они, чтобы оправдаться, что у животных, у растений, и у ископаемых есть тот же принцип сущности в общем, ведь они все, вышли из одного и того же хаоса? Такие невежды не знают природы, и не замечали никогда ее свет; и мне жаль потерянного времени, что бы развлекаться тем, что опровергать столь напрасное мнение, поскольку не должны мы спорить никогда против тех, кто отрицают принципы"
 "LA LUMIERE SORTANT PAR SOI-MEME DES TENEBRES", Marc-Antonio Crassellame

 Все, кто придерживается подобного мнения, естественно ищут в гравюрах Mutus liber описание работы с металлами не допуская и мысли о том что в этой знаменитой алхимической книге может быть описана спагирическая практика получения Растительного Камня. Подобное предположение может показаться странным, но если следовать именно по этому пути, повторяя описанные (нарисованные) в книге процессы шаг за шагом - переходя от одной гравюры к другой то многое из того, что, было прежде непонятным, становится легко объяснимым.
 Исходя из сказанного, можно добавить что, венок из срезанных роз на титульном листе указывает еще и на растительную природу материала, с которым работают алхимики.

практикаСледующая гравюра